Эффективность психологических тренингов на базе МБОУ «Гимназия №17»
г. Петушки.
Продуктивность и эффективность психологических тренингов, проводимых на базе МБОУ «Гимназия №17» г. Петушки, определяются особым видом групповой работы, с помощью которой у всех участников образовательного процесса улучшаются личностные и характерологические образования, а также их интеллектуальные показатели. Основной эффект от данной работы кроется в постепенном личностном улучшении учащихся, педагогов и родителей, который достигается за счет развития новых когнитивных и коммуникативный образований, воздействующих на изменение глубинных эмоциональных переживаний, трансформирующих их жизненный опыт. Эффективность психологических, тренинговых занятий заметно усиливается в процессе возникновения и использования множества межличностных взаимодействий и взаимных предложений по режиссированию учащимися своих жизненных и учебных ситуаций. Так, групповое обсуждение и переосмысление позволяет сгенерировать свежее, развёрнутое и более точное видение многих аспектов реальности и продуктивные способы взаимодействия с ней.
Каждое занятие проводится по стандартной форме, состоящей из психологических практик, включающих в себя: ритуал приветствия, разминочные упражнения, подготовку к восприятию нового материала, эмоциональное реагирование и осмысление, а также ритуал прощания.
Программы тренингов предназначены для всех участников образовательного процесса. Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю, по несколько часов. Группа набирается по результатам диагностик, подобранных в соответствии с поставленной целью и задачами реализации продвижения индивидуальной образовательной траектории и персонального пути развития личностного потенциала учащихся гимназии. Так выявляется ряд характерологических, интеллектуальных и личностных особенностей, которые мешают реализации вышеперечисленных целей и задач (акцентуации характера, низкая учебная мотивация, низкий уровень самопонимания и самоорганизации, слабая саморегуляция, неустойчивая самооценка, неразвитые коммуникативные компетенции и. т.п.)
Затем, в процессе групповой, тренинговой работы затрагиваются и прорабатываются ряд деструктивный субъективных установок, суждений, оценок, мнений, эмоциональных и поведенческих реакций.
Для объективной оценки эффективности проделанной работы используются разнообразные способы обратной связи: анкетирование и опрос всех участников образовательного процесса относительно тех изменений, которые произошли с ними, а также вторичное тестирование, которые позволяют получить психометрические данные и сделать их детальный анализ.
Если проанализировать оценки и мнения участников психологических тренингов, то можно выделить ряд факторов, способствующих их личностному и интеллектуальному росту:
- сплоченность, при которой взаимодействие участников способствуют достижению групповой успешности в деятельности;
- формирование веры участников в достижение успешности;
- групповое обобщение, при котором сугубо индивидуальные переживания каждого участника понимаются и принимаются коллективом;
- формирование понимание у каждого участника своей общественной полезности;
- перенос в групповую работу тех проблем (боязнь общения, неуверенность, неустойчивая самооценка и др.), которые выявлены при психометрическом тестировании.
- межличностное обучение;
- совершенствование навыков коммуникативного взаимодействия;
- формирование навыков использования новых форм взаимодействия;
- открытое обсуждение в группе некоторых социально отвергаемых эмоций (страх, стеснение, неприязнь, восторг и др.), приводящее к облегчению и ощущению внутренней свободы.
Так все вышеперечисленные факторы, повышающие эффективность тренингов, можно свести к следующим составляющим:
Таким образом, психологические занятия, проводимые на базе МБОУ «Гимназии №17» г. Петушки являются очень продуктивным и полезным вложением в собственное личностное и интеллектуальное развитие. Тренинговые занятия сочетают в себе широкий спектр способов обучения: мини – лекции, семинары, игровые практики, отработка различных навыков и.т.д. Атмосфера психологических занятий позволяет увидеть себя со стороны, проанализировать свою результативность и эффективность, откорректировать свои ошибки и.т.п.
Все участники образовательного процесса, задействованные в психологических тренингах, получают мощные и конкретные знания, навыки и умения, которые они смогут с очевидной пользой каждодневно применять в своей жизни!